• Конкурс ФСС
  • МФЦ
  • Ваш контроль
  • Портал госуслуг
  • План деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на 2013-2018
  • ЭЛН
  • ПРЯМЫЕ ВЫПЛАТЫ

История

Социальное страхование одно из важнейших направлений государственной социальной политики. Общепризнанно, что это один из реальных механизмов регулирования социально-трудовых и общественно-экономических отношений. Широкая сфера деятельности, которая охватывает и тех, кто организует производство работодателей, и тех, кто работает на предприятиях, а также тех, кто профессионально работает в этой сфере.

 

           

Социальное страхование - важнейшее достояние цивилизованного общества. 2 июня 1903 года считается официальной датой рождения государственного социального страхования. В этот день с высочайшего соизволения Императора Николая II в Российской империи были введены "Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности". Но корни социальной защиты людей уходят в более глубокие слои истории.

 

 

Началом становления можно считать и 1881 год, когда Обществом для содействия русской промышленности и торговле было сделано представление Министру внутренних дел и управляющему Министерства финансов об устройстве государственной кассы страхования рабочих от несчастных случаев и государственной пенсионной кассы для трудящихся.

Остановимся на основных этапах развития системы социального страхования в России.

           

Первым серьезным шагом можно считать положение о социальном обеспечении трудящихся, которое было принято в 1918 году. Оно гарантировало всем наемным работникам независимо от характера труда пособия при временной утрате заработка в связи с болезнью, беременностью и родами, увечьем.

 

В 1922 года выплата пособий передана непосредственно предприятиям в счет страховых взносов.

 

В 1929 году государственное социальное страхование обретает единый бюджет.

С 1931 года за счет средств социального страхования начато финансирование санаторно-курортного лечения и отдыха, а также детских оздоровительных лагерей.

 

 

С 1933 года социальное страхование переходит под управление профсоюзов. Это был первый этап становления системы социального страхования. Особенностью этого периода можно считать, что в государстве российском были заложены основы государственного социального страхования, определены его приоритетные направления и круг лиц, подлежащих страхованию (все наемные рабочие и служащие). Принят целый ряд декретов и постановлений, которые впоследствии составили новую систему всеобщего страхования трудящихся масс и населения страны.

           

Второй, и самый длительный этап развития социального страхования, продлился 60 лет и имел как положительные, так и отрицательные стороны.

С принятием постановления Совета Министров СССР в 1964 году "О государственном социальном страховании членов колхозов, специалистов, главных бухгалтеров" впервые отдельные категории работников сельского хозяйства стали получать пособие на лечение и отдых. Особенно много новых постановлений по улучшению социального страхования трудящихся было принято в годы девятой пятилетки (1971-1975 гг.).

 

Это и увеличение пособия по уходу за больным ребенком, улучшение обеспечения пособиями неработающих инвалидов, пособия женщинам по беременности и родам. Особое значение имело совершенствование правил исчисления непрерывного стажа. Были введены новые правила учета премий при исчислении пособий по временной нетрудоспособности. В конце семидесятых годов во всех обкомах профсоюзов вводятся ставки инструктора по социальному страхованию, а затем и ставка заместителя главного бухгалтера по социальному страхованию.

В это время идет активное накопление опыта работы как в России, так и в регионах формируется хорошо подготовленный кадровый состав специалистов.

 

Общественный характер профсоюзного движения, отсутствие реальных рычагов воздействия на социально-экономические процессы в стране, не могли в полной мере обеспечить выполнение важнейших принципов социального страхования: ответственности общества и государства за бережное отношение к личности, государственные гарантии, связанные с обеспечением по социальному страхованию, ответственности страхователя и страховщика за обеспечение прав застрахованных и личную ответственность работников за сохранение своего здоровья и трудоспособности. И именно это сыграло определяющую роль в переломный период развития страны.

Полтора последних десятилетия экономических реформ в России определили третий этап в развитии социального страхования. Резкий спад в экономике, появление различных форм собственности, переход к рыночным отношениям сказались на социальной защищенности граждан. В масштабах страны назрела необходимость принимать решение, которое бы способствовало совершенствованию управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся, повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования.

 

Такой документ появляется в конце декабря 1990 года. На основании Постановления Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов 1 января 1991 года был образован внебюджетный Фонд социального страхования Российской Федерации. Управление Фондом возлагалось на Совет Федерации независимых профсоюзов.

 

Соответствующими постановлениями Президиума Совета профессиональных союзов было создано  региональное межотраслевое отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Адыгея, его Правление и Исполнительная дирекция. Таким образом, к январю 1992 года Региональное отделение становится открытой организацией для всех профсоюзных объединений и формирований, действующих на территории республики, а также предприятий, учреждений, организаций и частных лиц, не входящих в профобъединения.

 

В этот период времени  региональное межотраслевое отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Адыгея было наделено следующими задачами и функциями: формирование бюджета и обеспечение его качественного исполнения; обеспечение трудящихся всеми видами пособий, санаторно-курортное лечение и оздоровление; выявление нарушений порядка начисления и расходования средств социального страхования и применения санкций в виде штрафов, пени.

           

В это время в стране нарастающими темпами идет приватизация, появляются все новые и новые предприятия, изменяются формы собственности. В погоне за прибылью многие предприятия, вновь образованные акционерные общества, различные коммерческие структуры начинают искусственно занижать расходы на социальное страхование своих работников, свертывать оздоровительные программы на своих предприятиях, в том числе и санаторно-курортное лечение. Отчетливо просматривается тенденция ущемления прав граждан в сфере социальной защиты, поскольку предоставление гарантируемых государством пособий, путевок на санаторно-курортное лечение увязывалось с профсоюзным членством.

 

 

В целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования в августе 1992 года Президент России подписывает Указ, согласно которому Фонд социального страхования Российской Федерации становится самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением.

Таким образом, в начале 90-х годов теперь уже прошлого ХХ века, государство возвращает себе функции управления средствами социального страхования.

 

Ныне Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования. С января 2000 года региональное отделение выполняет функции страховщика по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Это второе не менее серьезное направление деятельности Фонда. И вне зависимости от того, есть ли у предприятия средства, платит ли оно страховые взносы на этот вид страхования, его работникам обеспечены все необходимые выплаты.

           

Многое сегодня меняется в экономике страны, в развитии социальной защиты населения. Эти процессы не обходят стороной и государственное социальное страхование. Сделано не мало. За короткое время налажены учет и регистрация страхователей, создана база данных, позволяющая оперативно получать всю необходимую информацию о страхователях, осуществлять контроль за правильностью начисления пособий и выплат. В настоящее время регулярно и своевременно выплачивается возмещение пострадавшим в разное время от несчастных случаев на производстве или имеющим профессиональные заболевания. Этот механизм работает исправно и не дает сбоев. Но необходимо двигаться вперед, используя все механизмы социального страхования для успешного решения задач, поставленных перед системой соцстраха государством. Аналогичный путь развития прошло социальное страхование в нашей республике.

Адрес:
385000, г. Майкоп, ул. Жуковского, д. 49

Телефоны Режим работы

Телефон приемной: 8(8772) 57-11-86

Факс: 8 (8772) 52-46-24





Пн-Чт: 9:00-18:00

Пт: 9:00-17:00
(обед: 13:00-14:00)
Выходные: СбВс

Создание сайта
ADT Web Solutions
© 2001-2017 Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Адыгея