• Конкурс ФСС
  • МФЦ
  • Ваш контроль
  • Портал госуслуг
  • План деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на 2013-2018
  • ЭЛН
  • ПРЯМЫЕ ВЫПЛАТЫ

Наиболее часто встречающиеся вопросы по пилотному проекту

ВОПРОС: Изменится ли порядок расчета пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством после начала реализации пилотного проекта?

ОТВЕТ: Нет, порядок расчета останется прежним, то есть согласно статье 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон № 255-ФЗ).

         В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

Следует отметить, что средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком будет определяться путем деления суммы начисленного заработка за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, на число календарных дней, из которого исключаются календарные дни, приходящиеся на следующие периоды:

1) периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;

2) дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом;

3) период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период не начислялись страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года).

При этом указанные изменения на порядок исчисления пособия по временной нетрудоспособности не распространяются, то есть сумму заработка за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, необходимо делить на 730, как было предусмотрено ранее.

 

ВОПРОС: Кто будет оплачивать первые три дня временной нетрудоспособности после старта пилотного проекта, работодатель или Фонд социального страхования Российской Федерации?

ОТВЕТ: В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 № 294 «Об особенностях финансирования, назначения и выплаты в 2012 и 2019 годах территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию» (далее – Постановление), а также согласно пункту 1 части 2 статьи 3 Закона № 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности за первые 3 дня временной нетрудоспособности назначается и выплачивается страхователем за счет собственных средств, а за остальной период, начиная с 4 дня временной нетрудоспособности, - территориальным органом Фонда за счет средств бюджета Фонда.

 

ВОПРОС: Как исчислить пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством в случае, когда у застрахованного лица в расчетном периоде отсутствует заработок, а также в случае, когда средний заработок, рассчитанный за этот период, ниже минимального размера оплаты труда?

ОТВЕТ: В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ в случае, если застрахованное лицо в расчетном периоде не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за этот период, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ), установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.

Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в вышеуказанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица.

Следует отметить, что при этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Законом № 81-ФЗ.

Аналогичная норма закреплена пунктом 11(1) Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 № 375 (далее – Положение).

В соответствии с пунктом 15 Положения в случаях, указанных в пункте 11(1) данного Положения, для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам средний дневной заработок определяется путем деления МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, увеличенного в 24 раза, на 730.

При этом следует обратить внимание, что при исчислении ежемесячного пособия по уходу за ребенком исходя из МРОТ в указанных случаях средний дневной заработок не рассчитывается и коэффициент 30,4 не применяется (пункт 23 Положения).

 

ВОПРОС: Что делать, если допущена ошибка в расчете среднего заработка работника и пособие перечислено в меньшем объеме?

ОТВЕТ: Следует обратиться с заявлением о доплате и необходимыми документами в территориальный орган Фонда по месту регистрации предприятия. После перерасчета работнику будет перечислена недостающая сумма.

Если ошибка привела к завышению размера пособия - образуется переплата по вине страхователя, расходы, излишне понесенные Фондом в связи с сокрытием или недостоверностью представленных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С работника можно удержать сумму излишне выплаченного пособия, если есть его вина или счетная ошибка. В остальных случаях, вернуть сумму возможно только в добровольном порядке.

 

ВОПРОС: Если пособие по уходу за ребенком до полутора лет выплачивается исходя из установленного минимального размера оплаты труда, подлежит ли перерасчету размер пособия, в случае изменения минимального размера оплаты труда?

ОТВЕТ: Согласно пункту 46 приказа Минзравсоцразвития России № 1012н от 23.12.2009 «Об утверждении порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» в случае наступления обстоятельств, влекущих изменение размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплата пособия в установленном на день его назначения размере прекращается с месяца, следующего за месяцем, в котором имели место указанные обстоятельства. Пособие в данном случае подлежит перерасчету со дня, с которого получатель пособия имел право на его выплату в новом размере.

Руководствуясь статьей 4.2 Федерального закона № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее – Закон № 81-ФЗ) при индексации минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком ежемесячное пособие по уходу за ребенком, исчисленное в процентном выражении от среднего заработка (дохода, денежного довольствия) и выплачиваемое лицам, указанным в абзацах втором-пятом части первой  статьи 13 Закона № 81-ФЗ, подлежит перерасчету до минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, проиндексированного в соответствии с указанным Федеральным законом, если назначенное и выплачиваемое ежемесячное пособие по уходу за ребенком не достигает указанного минимального размера ежемесячного  пособия по уходу за ребенком.

В случае если факт недоплаты пособия имеет место, то застрахованному лицу необходимо обратиться с заявлением к работодателю, которое будет передано в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации для перерасчета ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет.

 

ВОПРОС: Обязан ли территориальный орган Фонд социального страхования Российской Федерации сообщать о размере назначенного пособия работнику и что делать, если работник своевременно пособие не получил?

ОТВЕТ: Обязанность территориального органа Фонда социального страхования  Российской Федерации сообщать работодателю или работнику о размере пособия действующим законодательством не предусмотрена. Данная информация предоставляется по письменному запросу.

Если работник пособие не получил, следует проверить следующее:

· правильность сведений, указанных работником в заявлении (ФИО, банковские реквизиты и т.д.);

· передачу сведений для назначения пособия в территориальный орган Фонда социального страхования.

Для уточнения сроков выплаты пособий необходимо сообщить в территориальный орган Фонда социального страхования следующие данные:

·   Название организации- работодателя;

·   ФИО, СНИЛС;

·   Дату передачи работодателем документов в территориальный орган Фонда;

·   Какое пособие не выплачивают;

·   Контактный телефон;

·   Телефон бухгалтера организации- работодателя (при наличии и возможности).

Если работник сменил фамилию, то указывается банковский счет на новую фамилию. В противном случае платежное поручение возвратится.

 

ВОПРОС: Пособия по временной нетрудоспособности должны перечисляться только на «зарплатные» карточки или на любые банковские карты?

ОТВЕТ: Выплата пособия застрахованному лицу осуществляется территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации путем перечисления суммы пособия на банковский счет (двадцатизначный лицевой счет застрахованного лица). По желанию застрахованного лица денежные средства могут быть перечислены как на зарплатные карты, так и на любой другой счет в банке.

 

ВОПРОС: Будут ли при снятии суммы пособия по временной нетрудоспособности, других видов пособий  через банкомат, удерживаться комиссионный сбор?

ОТВЕТ: Это зависит от того на каких условиях заключен договор с банком на получение заработной платы через банкоматы с оформлением пластиковых карт (зарплатный  проект). Некоторые кредитные учреждения заключают договоры, когда при получении денежных средств  через банкомат комиссионные сборы не будут удерживаться только с заработной платы. При получении денежных средств через банкомат, поступивших из других источников, комиссионный сбор будет взиматься.

 

ВОПРОС: Как осуществляется удержание алиментов в условиях пилотного проекта?

ОТВЕТ: В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 101 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ) взыскание не может быть обращено на страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением пенсии по старости, пенсии по инвалидности и пособия по временной  нетрудоспособности. Аналогичная норма предусмотрена подпунктом «в» пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.1996 № 841.

Согласно пункту 1 Положения об особенностях назначения и выплаты в 2012 и 2019 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, и пункту 1 Положения об особенностях назначения и выплаты в 2012 и 2019 годах застрахованным лицам пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, а так же оплаты отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 № 294, выплата пособия по временной нетрудоспособности осуществляется территориальными органами Фонда, расположенными на территории субъектов Российской Федерации, участвующих  в реализации  пилотного проекта.

В соответствии с пунктом 3 статьи 98 Закона № 229-ФЗ лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе. Перевод и перечисление денежных средств осуществляется  за счет должника.

Таким образом, территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации, осуществляющие выплаты страхового обеспечения, будут производить и удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей из сумм пособия по временной нетрудоспособности.

Удержание алиментов из исчисленного пособия по временной нетрудоспособности осуществляется на основании поступившего от взыскателя или судебного пристава-исполнителя исполнительного документа, к которому статьей 12 Закона № 229-ФЗ, в частности, отнесены исполнительный лист, выдаваемый судами общей юрисдикции на основании принимаемых ими судебных актов, судебный приказ о взыскании алиментов, нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов.

В целях обеспечения гарантий лицам, в пользу которых производится удержание алиментов, а также защиты их прав, возможно представление данных документов, при их наличии, страхователем, действующим в данном случае от имени и по поручению застрахованного лица.

 

ВОПРОС: Сотрудник представил больничный лист в организацию, через неделю он умер. Каким образом в рамках пилотного проекта родственники данного сотрудника получат пособие по временной нетрудоспособности? Какие документы необходимо предоставить в Фонд социального страхования Российской Федерации?

ОТВЕТ: В соответствии со статьей 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации право на получение подлежавших выплате наследодателю, но не полученных им при жизни по какой-либо причине сумм заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, стипендий, пособий по социальному страхованию, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, принадлежит проживавшим совместно с умершим членам его семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали они совместно с умершим или не проживали.

Требования о выплате указанных сумм должны быть предъявлены в течение четырех месяцев со дня открытия наследства (наследство открывается со смертью гражданина).

Для этого им необходимо написать заявление и предоставить следующие документы:

· свидетельство о смерти;

· документы, подтверждающие родство с умершим (свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении, судебное решение);

· документы, подтверждающие факт совместного проживания (например, паспорт с отметкой о регистрации) либо нахождение на иждивении (например, решение суда).

Заявление и документы необходимо предоставить работодателю, поскольку ему был сдан работником листок нетрудоспособности, и от него потребуются сведения для расчета пособия.

 

ВОПРОС: Есть ли ограничения по срокам представления документов работником и работодателем на получение пособий?

ОТВЕТ: Сам работник может обратиться за пособиями не позднее 6 месяцев с даты окончания страхового случая, т.е., к примеру, за единовременным пособием при рождении ребенка – не позднее 6 месяцев со дня рождения, по уходу за ребенком - не позднее чем через 6 месяцев со дня достижения ребенком возраста полутора лет. Работодатель в течение 5 дней с момента подачи документов и написания заявления работником обязан передать их в территориальный орган Фонда социального страхования.

 

ВОПРОС: Кто выплачивает социальное пособие на погребение?

ОТВЕТ: Выплата социального пособия на погребение производится работодателем, который являлся страхователем по обязательному социальному страхованию по отношению к умершему на день его смерти. Для этого получателю пособия на погребение необходимо предоставить работодателю, у которого работал застрахованный, справку о смерти. Страхователь возмещает расходы на выплату социального пособия на погребение путем предоставления в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации заявления о возмещении таких расходов и справки о смерти.  Территориальный орган Фонда в течение 10 рабочих дней со дня получения указанных документов принимает решение о возмещении расходов страхователю на выплату социального пособия на погребение и не позднее 2 рабочих дней со дня его принятия перечисляет средства на расчетный счет страхователя. 

Адрес:
385000, г. Майкоп, ул. Жуковского, д. 49

Телефоны Режим работы

Телефон приемной: 8(8772) 57-11-86

Факс: 8 (8772) 52-46-24





Пн-Чт: 9:00-18:00

Пт: 9:00-17:00
(обед: 13:00-14:00)
Выходные: СбВс

Создание сайта
ADT Web Solutions
© 2001-2017 Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Адыгея